Р. Нуреев – связующее звено культуры Запада и Востока

                                                                                          Д.Н. КАТЫШЕВА

 

 

 

Имя Рудольфа Нуреева – великого танцовщика мирового балета ХХ века известно широко и во многих странах. О нём как об артисте и человеке написано значительное количество книг и статей. Почти ничего не написано о нём как балетмейстере, чьи выдающиеся балеты идут до сих пор на мировых сценах.

70-летие Рудольфа Нуреева – одного из гениев ХХ века породило новую волну интереса к этой личности, её безусловно исторической роли не только в сфере балета, но и в художественной культуре в целом. Об этом свидетельствуют памятные выставки, посвящённые творческой деятельности (Российский институт истории искусств), конференции, балетные международные фестивали в Уфе, городах Европы и Америки, а также спектакли и моноспектакли на петербургских сценах.

И это не случайно. Судьба выдающегося актёра, его творческого наследия столь насыщена драматическими катаклизмами, что годится для создания целого романа.

Спектакли о Р. Нурееве, фестивали искусств его имени явились продолжением традиции сценического воплощения судьбы и творчества его предшественника – Вацлава Нижинского. Тем самым, эти два артиста оказались на одной ступени художников-новаторов ХХ века.

 

 

 

Что касается исторической роли Р. Нуреева в художественной культуре ХХ века…

Он появился тогда, когда на мировых сценах стали интенсивно развиваться различные направления хореографического искусства – неоклассика, свободный танец, танец модерн, джаз-танец, бальный и др. В некоторых умах зародились кощунственные мысли об исчерпанности классического балета, доступного узкой зрительской элите. Надвигался вал массовой культуры с поп-музыкой, развлекательными шоу, обращёнными к широкой пёстрой аудитории с приниженным художественным вкусом, потребительским отношением и предпочтением к бессодержательной зрелищности. Мощно распространяется киноиндустрия развлечений, насыщенная эротикой и насилием, доля искусства скукоживается, как «шагреневая кожа».

 

 

 

Но «цунами» потребительской массовой культуры ещё впереди. В пору формирования артистического и человеческого мировоззрения Р. Нуреева ещё творят великие мэтры в кино и театре, утверждая высокие гуманистические ценности, неповторимость, незаменимость отдельной человеческой личности (С. Бондарчук, М. Калатозов, А. Тарковский, Л. Висконти, Ф. Феллини, Э. Казан). В театре – Г. Товстоногов, Ю. Любимов, О. Ефремов, А. Эфрос. В Александринке играли великие актёры: Н. Симонов, Н. Черкасов, Ю. Толубеев. Российская поэзия на протяжении десятилетий транслировала освободительные и демократические идеи: «Мы не винтики, а мыслители» (Е. Евтушенко). На балетной сцене в Мариинском театре шли современные хореографические спектакли: «Лауренсия» А. Крейна в постановке В. Чабукиани – в главной мужской партии выступит Р. Нуреев, партнершей будет Н. Дудинская; постановки Ю. Григоровича «Каменный цветок», «Легенда о Любви» – в последнем Р. Нуреев готовил партию Фархада. Шёл беспрецедентный по новаторству балетной лексики «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона. Р. Нуреев был очевидцем и соучастником этих творческих исканий, преодолевавших препятствия цензуры и идеологического засилья. Р. Нуреев в это время – завсегдатай филармонических залов, премьер в драматических театрах, переживавших подлинный расцвет.

 

 

В цене оказался как человек, так и сценический характер, обладающий психической мощностью, активностью, устойчивостью, умением держать удар внешних обстоятельств. И, вместе с тем, способный мощно воздействовать на окружающих.

Осуществил своё желание

 

Время обновления отечественного балетного театра не могло не сказаться на формировании Нуреева-художника, артиста. Но до этого он пройдёт сложный путь утверждения своего призвания.

Уже с детства ощутив зов судьбы и вопреки воле отца, насмешкам одноклассников, будет целеустремлённо заниматься танцем. Обретёт тех самых педагогов, которые укажут ему дорогу в Ленинград, в Вагановское училище. Он заставит себя, провинциального юношу из Уфы, принять в эту школу, перешагнуть из 6 в 8 класс, учиться у лучшего педагога А.И. Пушкина. А затем выпуститься сразу солистом Кировского балета (в истории театра это удалось лишь М. Фокину и В. Нижинскому). После балетной школы в Ленинграде за три года в Кировском театре он не просто исполнил ведущие партии Мариинки. Он желал и добился собственной интерпретации важнейших ролей классического репертуара. О его партии графа Альберта в «Жизели» Ю. Слонимский, выдающийся балетовед, напишет: «Танец Нуреева прояснил для нас главные темы балета». В ряде партий он введёт новые танцевальные движения, которые будут исполняться другими танцовщиками театра и на мировой сцене. В этом сказался эффект присутствия личности танцовщика, что будет замечено критикой его будущих зарубежных выступлений («Индивидуальность, изливающаяся со сцены», Г. Шонберг, «Нью-Йорк Таймс»). Особую роль сыграл Р. Нуреев – один из первых, кто скорее в силу сложившихся драматических обстоятельств, чем по своей воле, оказался за пределами России. Судьба повела его на завоевание художественного пространства мирового балета, сделав достоянием широкой демократической аудитории.

 

О феномене Нуреева предстоят долгие размышления не одному поколению искусствоведов. Он был по призванию романтическим танцовщиком, и этой сущности он не изменял до конца своих дней. Он насыщал поэтический образ романтического героя на сцене собственными личностными чертами благородного бунтаря-одиночки. Это был иной бунт, а не тот, о котором писали на Западе, сродни битничеству, идеям андеграунда, сексуальной революции. Это был бунт против всё нарастающей лавины шоу-бизнеса, «вестернизации» искусства, возрастающего уровня агрессии в масс-медиа, содержащихся нередко в изящных упаковках программ насилия, культа денег, заполонивших сцены, телевизионные и киноэкраны. Им он противопоставил светлую энергетику добра, созидания, духовного и физического совершенствования человеческой личности, красоты.

 

 

Р. Нуреев предложил массовому сознанию искусство высшей пробы – классический балет с его романтической сущностью, культом красоты, возвышенной жизнью человеческого духа, идеалом Человека как такового.

Когда-то Л. Толстой заметил: «Идеал – это путеводная звезда. Без неё нет твердого направления, а нет направления – нет жизни».

Идеальный герой Принц в балетах М. Петипа на музыку П.И. Чайковского, вызывавший у Дж. Баланчина ироническую усмешку, у Нуреева был квинтэссенцией человеческого благородства и мужества. И он заявлял, что не «уставал от принцев, а принцы не уставали от меня», в каждом находил неповторимую человеческую сущность.

 

 

Нуреев продолжил великую традицию обновления мирового балета, начатую антрепризой С. Дягилева, А. Павловой, М. Фокина, В. Нижинского на Западе. Не случайно сестра последнего – Бронислава Нижинская, выдающийся хореограф ХХ века, видела в Нурееве «второе воплощение брата». Он был не просто танцовщиком, а выдающимся танцующим драматическим актёром, владевшим школой переживаний К.С. Станиславского, способным раскрыть трагические глубины человеческих страданий. Не случайно один из великих режиссёров ХХ века Петер Брук назвал Нуреева и Марго Фонтейн, танцевавшей с ним в дуэте, экстраординарными актёрами. Они каждый момент и каждое движение наполняют столь глубокими чувствами, что «самый искусственный вид искусства вдруг кажется человечным и простым».

«Все флаги в гости будут к нам…»

 

Вступив в пору зрелости (33 года), Р. Нуреев находился в зените славы как романтический танцовщик, в искусстве которого (и это свойственно художественному направлению романтизма) в целом, по мысли Ю. Лотмана, «резко повышается моделирующая роль поэзии как искусства искусств». И тем не менее Р. Нуреев обращает своё внимание на те новые направления в хореографическом искусстве, которые сформировались в ХХ веке. Он танцует Р. Пети, Дж. Баланчина, Ф. Эштона, Х. Лимона, К. Макмиллана и, наконец, исполняет танец модерн М. Грэхем. Своим примером он доказывает, что классическая выучка – не препятствие освоению иного хореографического языка. Он сам признавался – да, он верен себе как классическому танцовщику, своему стилю. Но почему не испробовать все существующие способы танцевально-пластических движений? Он добился гастролей М. Грэхем в цитадели классического балета – в Гранд Опера.

 

В интервью лондонской «Таймс» Нуреев сказал: «Танцовщик должен уметь по-разному читать балет, как стихи». И М. Грэхем поставила для него балет «Люцифер» о герое, попавшем в немилость, о полубоге-получеловеке, которому знакомы и людские страхи, и боли, и сомнения. Герой становится богом света. «Каждый художник несёт свет. Вот почему я поставила балет для Нуреева», – писала М. Грэхем.

Он разрушил полосу отчуждения между различными хореографическими направлениями, собирал их номера в единую гастрольную программу «Нуреев и друзья». Тем самым обогащался балетный, танцевальный язык. Необычайно расширялась зрительская аудитория разных стран и континентов.

 

За ним пойдут М. Барышников, Н. Макарова, а позже молодое поколение Мариинского театра – У. Лопаткина, Д. Вишнёва, Ф. Рузиматов. Да и театр изменит свою политику, открыв двери таким великим хореографам ХХ века, как Дж. Баланчин, К. Макмиллан, Р. Пети.

 

Переворот в области мужского танца

 

В ХХ веке балетный театр явно изменил своей формуле, царившей раньше: «Балет – это женщина» (Дж. Баланчин). Ей следовали все великие хореографы XIX века, включая М.И. Петипа.

Можно присоединиться к словам Отиса Стюарта, который заметил о Нурееве: «…мир, несомненно, знал и более сильных в техническом отношении танцовщиков, обладавших совершенными линиями… Но ещё не появился ни один, хотя бы отдалённо напоминающий этого тонкого дикого пана, который сумел развенчать в глазах публики привычного принца, вечно стоящего «на подхвате», и превратить его в звезду столь же яркую и сияющую, какими были до него лишь балерины». Но чтобы быть исторически точными, напомним, что Нуреев лишь продолжил традицию утверждения ведущей роли мужского танца в балете. А начал её великий В. Нижинский, и продолжили Л. Мясин, С. Лифарь в Парижских сезонах и «Русском балете» С. Дягилева.

 

 

Именно феноменальный успех В. Нижинского в Русских сезонах в Париже заставил Анну Павлову уйти из этой антрепризы в самостоятельное творческое плавание, чтобы оставаться балериной-звездой, занимающей ведущее положение. Именно Нижинский, репетируя как партнёр со своей сестрой Брониславой, заявил: не надо рассчитывать на него как танцовщика на подхвате. У него свой образ на сцене, не менее важный, чем у балерины. Позже Нуреев перестанет быть повелителем в «царстве заднего плана». И даст упасть партнёрше Макаровой, оказавшейся не в той мизансцене. Известная балерина и педагог труппы в Сэдлерс Уэллс балет Л.П. Чернышёва заметила: «Рудольф произвёл переворот в области мужского танца, рядом с ним все остальные сразу становились похожими на водителей грузовиков». И всего этого он добивался, вырабатывая собственный технический арсенал, с уникальным упорством достигая высокого совершенства в танце. При этом он смог преобразовать свои природные физические возможности и пропорции тела, которые не совсем отвечали данным классического танцовщика: длинное тело и короткие ноги. Он всё делал на высоких полупальцах, имел большую растяжку, что резко отличало его от мужчин-танцовщиков, вызывая раздражение. Но это-то хорошо смотрелось при совершенных прыжках, пируэтах.

Р. Нуреев – выдающийся балетмейстер

 

Начав работу по изучению балетмейстерского наследия Р. Нуреева, можно обнаружить удивительные открытия и новации в области развития как академической классики, так и новых направлений хореографии. Свою революцию в области мужского танца в балете ХХ века Р. Нуреев – балетмейстер стал целеустремленно осуществлять и в авторских редакциях известных балетов М. Петипа, Л. Иванова, и в своих оригинальных постановках.

 

Он поверил в живые образцы хореографического творчества у старых мастеров, поверил в универсальность содержания и языка классического танца. Он вернул изначальный трагический финал «Лебединого озера» П.И. Чайковского, значительно расширил танцевально-действенную партитуру принца Зигфрида, ввёл его лирические зоны-монологи-размышления о будущей судьбе. Он увеличил по объёму партию принца Дезире в «Спящей красавице». Он обострил, сценически наполнил драматургию балетного спектакля, отдельную мужскую партию интенсивным хореографическим действием, лексикой, выражающей мысль и чувство.

 

Он добивался в балете высочайшего уровня танцевальной техники всех участников спектакля, тщательно, почти педантично отрабатывал каждое движение, танцевальное па, высокие полётные прыжки, виртуозные туры на полупальцах, поражал в собственных партиях «кошачьей пластикой» и мягкостью приземлений. Он равно использовал достижения женского виртуозного танца, как мощь и силу, выработанную отечественными танцовщиками героического плана (В. Ермолаев, Н. Зубковский, В. Чабукиани).

многими критиками (М. Кларк писал о гениальности артиста, обладающего редкой способностью выражать танцем эмоции). Этим отмечено как его исполнительное, так и балетмейстерское творчество.

 

После успеха фильма «Я – танцовщик», в котором Р. Нуреев выступил как исполнитель и продюсер, он снял один из уникальнейших фильмов-балетов «Дон Кихот» Л. Минкуса по хореографии М. Петипа, А. Горского и собственной. В основу фильма легла его постановка с Австралийским балетом. Фильм-балет оказался одной из лучших интерпретаций романа Сервантеса.

 

Р. Нуреев ставил и оригинальные балеты. Одна из создательниц английского балета (участница «Русского балета» С. Дягилева) Нинет де Валуа считала «Щелкунчик» Нуреева лучшим из всех виденных ею вариантов, и за четверть века количество постановок его версии во всём мире превысило все остальные редакции этого балета.

 

 

Разрабатывая одну из трудных форм спектакля – хореографический монолог (как и Р. Пети, Ю. Григорович), он приходит к созданию уникального балетного моноспектакля «Танкред» (по мотивам пьесы Шекспира) на музыку Ханца Вернера Хенце (постановка на сцене Венской оперы в 1966 г.). После «Щелкунчика» он поставит свои оригинальные балеты, которые до сих пор идут на зарубежных сценах – «Ромео и Джульетта», «Золушка» (на музыку С. Прокофьева). Он поставит «Манфреда» на музыку П. Чайковского, «Сюиту Баха» (хореография совместно с Франсины Лансело), затем «Вашингтонскую площадь» на музыку Чарльза Айвза.

 

В 83 по 90 год  он возглавлял балет Гранд Опера, создав по прошествии нескольких лет первоклассную труппу высочайшего профессионализма. «Я глубоко уважаю сделанное им для театра, – писал выдающийся американский балетмейстер Джером Роббинс. – Он вытащил труппу из депрессии и научил её соблюдать дисциплину, поставил определённую цель. Он был искренне заинтересован в балете и артистах и действительно создал хорошую, профессиональную труппу». Выращенные им молодые солисты – Сильви Гиллем, Мануэль Легри, Элизабет Платель, Изабель Герен, Шарль Жюд до сих пор украшают европейские сцены.

 

Гастроли труппы в Америке в 1986 г. стали грандиозным событием, обрели триумфальный успех. И в этом была заслуга Р. Нуреева – балетмейстера, режиссёра, педагога, превратившего балет Гранд Опера в одну из первых трупп мира. В её репертуаре до сих пор сохранились его редакции балетов Петипа.

 

Последняя постановка Р. Нуреева – «Баядерка» Л. Минкуса в хореографии М. Петипа (1992 г.) – увенчалась огромным успехом и вручением Р. Нурееву на премьере высшей награды Франции за заслуги в области искусства – ордена Почётного легиона. Это было фактически прощанием со смертельно больным великим артистом. Он скончался 6 января 1993 г. и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, недалеко от могилы выдающегося русского режиссёра Андрея Тарковского. Панихида была устроена по мусульманскому и православному обряду. И это не случайно – Нуреев принадлежит всему миру, но основы его личности и таланта заложены в России.

Hosted by uCoz