Разида НУРЕЕВА
Шарль ЖЮД

Стенограмма программы "Ночной полет"
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


 

А. МАКСИМОВ: Почему такая путаница с фамилией: не Нуриев, а Нуреев?

Р. НУРЕЕВА: Отец был Нуриев. И не знаю, почему мы - Нуреевы. Может быть, кому-то легче было произносить.

А. МАКСИМОВ: Как получилось, что Ваш брат родился в поезде?

Р. НУРЕЕВА: У нас отец служил на Дальнем Востоке. И мама к нему поехала в 38-м году. И где-то в районе Иркутска есть станция Раздольная. Там и родила. Роды принимали врачи.

А. МАКСИМОВ: Ваш брат был чрезвычайно знаменитым танцовщиком. Как на нем отразилась эта слава?

Р. НУРЕЕВА: Он был нормальным человеком. Думаю, у него не было "звездной" болезни.

Ш. ЖЮД: Совершенно у него не было этой болезни. Он был очень счастлив тому, что смог вернуться и танцевать на сцене Кировского театра. И многие годы он хотел вернуться и увидеть свою мать. И многие политические деятели подписывали разные петиции, писали письма, и никогда он не получил позволения вернуться. И когда ему дали разрешение приехать в Россию, чтобы с ней встретиться, он сказал, что ему очень страшно возвращаться в Россию. И когда он повидал мать, и вернулся во Францию, он сказал, что было уже слишком поздно. Как я понял, она уже была слепой, и через несколько месяцев после этого ушла из жизни.

А. МАКСИМОВ: Ваша жизнь сильно изменилась, когда Ваш брат остался?

Р. НУРЕЕВА: Лично моя - нет.

А. МАКСИМОВ: Говорят, чуть ли не уничтожали людей, чьи родственники оставались на Западе.

Р. НУРЕЕВА: Я работала на заводе, и такого давления или гонения - ничего не было. Я как работала в этом цеху, так и работала. Отец больше всех переживал.

А. МАКСИМОВ: А как вы в семье относились к поступку Вашего брата?

Р. НУРЕЕВА: Тогда, конечно, реагировали. Отец переживал, мама тоже переживала. Она больше переживала, как у него материальное положение, есть ли у него работа.

Звонок: 28 августа мы с мужем были в Париже. И специально поехали на русское кладбище. Мы были на могиле Рудольфа Нуреева. Изумительной красоты надгробие. Не хотели бы Вы, чтобы прах Вашего брата был бы захоронен в России?

Р. НУРЕЕВА: Нет. К нему не будет того внимания, которое было там.

Ш. ЖЮД: Когда Рудольф еще очень болел, ему было сложно уже задавать этот вопрос, где бы он хотел быть похоронен. И надо было ждать последнего момента, чтобы задать этот вопрос. И его американский адвокат и его врач задали этот вопрос: ему предложили быть похороненным в России или в Париже или еще где-то. Он подумал, через час он ответил, что он хочет быть похороненным в Париже.

А. МАКСИМОВ: Что-то говорил Нуреев о своем отношении к Родине?

Ш. ЖЮД: Конечно. Он очень любил эту страну, он очень хотел бы иметь возможность возвращаться. Но такого разрешения у него не было.

А. МАКСИМОВ: А у него обида была?

Ш. ЖЮД: Можно сказать, что долгий период у него была обида.

Звонок: Вы знали его с детства. Можно ли по его характеру было понять, что он станет звездой балета?

Р. НУРЕЕВА: Не знаю, но желание танцевать было с самого детства. Он был задумчивый. Друзья у него были, гулял также как все дети, играл.

А. МАКСИМОВ: Вы помните, как Вы впервые увидели его на сцене?

Р. НУРЕЕВА: Да, в 92-м году, до этого я его на сцене не видела.

А. МАКСИМОВ: Ваши коллеги по работе понимали, что Вы - сестра великого танцовщика?

Р. НУРЕЕВА: Во-первых, мои коллеги по работе не знали, что у меня брат - балетный танцовщик. У него была фамилия Нуреев, у меня - Евграфова. И я никогда никому не рассказывала.

А. МАКСИМОВ: Вы работали с Нуреевым, как с режиссером-постановщиком. Он был строгий хореограф?

Ш. ЖЮД: Наверное, скорее он был строгий, жесткий, но не в плохом смысле слова. Просто он всегда хотел добиться максимума. Мне кажется, что Рудольф был требователен к самому себе. Он очень хотел, чтобы танцовщики продолжали его путь. Как только он остался во Франции, он сразу стал знаменитым на весь мир. И он не мог уже остановиться, и не быть звездой, и он все отдал танцу. Он хотел знать все школы, стили разных школ танца. У него была жажда знания танца. Но не только танца. Везде, где я с ним был, он ходил по музеям, на выставки таскал. Он хотел знать все, что происходит в искусстве. В самолете все время читал газету, он хотел быть в курсе всех политических событий.

Звонок: Есть ли у Вас любимая партия в исполнении Нуреева?

Ш. ЖЮД: Трудно сказать, что больше нравится. Я знал Нуреева, но познакомился с ним случайно. Я жил на Лазурном берегу, и у него там была собственность. Там мы и познакомились. А потом уже встретились в Париже. И там он танцевал партию из "Лебединого озера", и дальше я уже продолжал свою карьеру с ним вместе. И я столько балетов танцевал с Рудольфом, поэтому, когда меня спрашивают об этом, я теряюсь. Мне просто нравилось быть с ним на сцене или смотреть на него из кулис. И то, что в нем было: и чувство современности, и присутствие классического балета, и мюзикла. Он так легко обосабливался к разным формам.

А. МАКСИМОВ: Я знаю, у Вас три сестры и брат. Кто-нибудь еще занимался искусством?

Р. НУРЕЕВА: Да. Старшая сестра занималась художественной самодеятельностью, когда училась в училище. Потом в Ленинграде, в институте тоже была художественная самодеятельность. А потом художественной гимнастикой занималась. Я хотела научиться играть на пианино, но не было средств, возможностей.

Звонок: Насколько я знаю, Нуреев был коллекционером произведений искусства, в частности антиквариата. Какова судьба этого собрания, есть ли какой-то музей Нуреева?

Р. НУРЕЕВА: Все продано. А кому - надо спросить у фонда.

Ш. ЖЮД: У Рудольфа было два фонда: в Швейцарии и в США. Я знал последнюю волю Нуреева, он свою собственность завещал этим двум фондам. И эти два фонда продали всю его коллекцию. И все его помещения, где он жил: квартира в Париже, на Лазурном берегу…

А. МАКСИМОВ: А это была его воля, чтобы все продать, и не создавать музей?

Ш. ЖЮД: Нет, не его воля. Он не знал, что будут делать со всем его имуществом. Я думал, что можно было бы в Париже сделать музей Нуреева, оставить какие-то его личные вещи. К сожалению, все сейчас разошлось.

 

Hosted by uCoz