«Птица должна летать…»
Счастливый билет
Зябкой осенью
1960 года молодой танцовщик ленинградского Кировского театра Рудольф Нуреев
отправился в первую зарубежную поездку — в Восточную Германию. Позади осталось бедное уфимское детство, когда самым лакомым
блюдом была печеная картошка. В будущем ждали лучшие сцены мира, триумф,
сказочное богатство… Но в ту пору мысли
занимало только путешествие, которое выдалось на редкость неудачным. «Мы
проехали в автобусе пять тысяч километров, танцевали в кафе и
неблагоустроенных театрах, — писал Нуреев в «Автобиографии». —
Я был изнурен. В течение всего месяца я находился
в состоянии слепой ярости. Только одно было хорошо в этой поездке.
Я смог купить себе прекрасный рояль…»
Сегодня этот
рояль занимает почетное место в музее Башкирского театра оперы
и балета. Сюда приезжают иностранные гости, чтобы проникнуться атмосферой,
которая когда-то вдохновила уфимского мальчика заняться танцем.
…Ему было
всего семь, когда мама купила один-единственный билет, по которому решила
провести в театр всю семью. Кто знал, что он окажется счастливым?..
На входе была огромная толпа, она подхватила Рудика
вместе с сестрами и внесла всех внутрь. Первоклассник посмотрел
по сторонам — и влюбился в театр с первого взгляда. «Мягкий
свет хрустальных люстр, небольшие фонари, цветные стекла, бархат, золото… Меня
унесло далеко от того жалкого мира, в котором я жил, прямо
на небеса», — вспоминал он. Увидев балет «Журавлиная песнь», мальчик
понял, что это искусство — его жизнь, его будущее.
«Блестящее будущее или полный крах…»
Рудольф
занимался танцами в уфимском Доме пионеров. «Талант!» — в один
голос восклицали преподаватели, и советовали родителям отправить его
на учебу в Ленинград. Но семья жила
бедно — какие там поездки? Тем более отец
с первого дня возненавидел увлечение единственного сына. «Разве это
профессия для мужчины?» — негодовал он.
Благодаря
хлопотам педагогов, в 17 лет Нуреев все-таки попал в Ленинградское
хореографическое училище. Его экзаменовала суровая Вера Костровицкая.
Посмотрев танец, она сухо сказала: «Вы либо станете блестящим танцовщиком, либо
потерпите полный крах. Скорее всего, крах». …Он стал блестящим.
Своенравному,
непохожему на других Рудольфу Нурееву было тесно и в рамках училища,
и в труппе Кировского театра. Поступок, когда в аэропорту «Ля Бурже»
Нуреев кинулся в руки французской полиции и попросил политического
убежища, был неотвратимым, как судьба.
Дальнейшее
восхождение было стремительным. Артист танцевал в лондонском Королевском
балете «Ковент Гарден»,
в США в составе балетной труппы Чикагской оперы… Ставил
балеты из классического наследия, обращался к современному танцу,
шесть лет руководил балетной труппой «Гранд Опера»… В балетном искусстве он достиг
таких вершин, каких не достигал ни один танцовщик в мире.
Но что творилось в душе человека, которому с избытком хватало
славы и денег, но не было возможности приехать на родину?
Поезд жизни
В 1976
году нашу республику удостоила визитом супруга короля Иордании Фатима. Она
побывала в Музее Нестерова, Духовном управлении мусульман, потом сообщила:
«А теперь я хочу посетить мать Нуреева».
После того
как были завершены переговоры с КГБ, королева Иордании пришла
в небольшую квартиру в обычной «хрущевке» на проспекте Октября. Поговорила
с матерью, показала снимок, где была снята в компании Рудольфа
на сцене Лондонского театра. Только тогда пожилая женщина,
истосковавшаяся по сыну, осознала, что он стал не предателем,
а артистом, известным на весь мир.
В родную
Уфу Нурееву разрешили приехать только в 1987 году, в разгар
перестройки. Ему удалось увидеться с умирающей матерью. Сестры говорят,
что она все-таки узнала его…
В ту
пору Нуреев уже сам был поражен страшной болезнью, но танцевал, пока
хватало сил. В 1992 году на сцене «Гранд-опера» он поставил
«Баядерку». Ходить, жестикулировать, восклицать он уже не мог.
Проводил репетиции, лежа в кресле, вполголоса давал указания… После спектакля, поддерживаемый артистами,
он поднялся на сцену, где министр культуры Франции вручил ему регалии
Командора искусства и литературы. А через три месяца великого
танцовщика не стало.
…Говорят,
в его кармане всегда находился игрушечный паровозик — и
неслучайно. Нуреев родился в вагоне, который нес семью на Дальний Восток
к отцу-военнослужащему. Мальчишкой он каждый день забирался
на холм, который и ныне возвышается над уфимским железнодорожным
вокзалом, чтобы посмотреть, как отъезжают поезда. А когда Рудольф Нуреев
совершил «прыжок к свободе» в парижском аэропорту, он больше
всего сожалел о том, что в утраченном багаже остался красивый
электрический поезд… Символ далеких горизонтов, которых удалось достичь нашему
великому земляку.
СЛОВО
ПРОФЕССИОНАЛА
Гузель
Сулейманова, балерина, народная артистка РБ:
—
Я поступила в хореографическое училище, которому ныне присвоено имя
Рудольфа Нуреева, в 1987 году. Нам ничего не говорили о великом
танцовщике, ведь он был объявлен «врагом народа». Первый раз
мы услышали о Нурееве, когда к нам приехали иностранцы, чтобы
снять о нем фильм. Потом, уже в театре, мы посмотрели записи
с участием Рудольфа Нуреева, и поняли, что таких артистов, как он,
больше нет. Его энергия завораживала, техника поражала…
Когда наш
театр выезжает на гастроли в Европу, мы, артисты, чувствуем к себе
особенное отношение. Узнав, что мы приехали с родины Нуреева, зрители
заранее к нам относятся благожелательно, а мы чувствуем огромную
ответственность. Ведь для европейцев Рудольф Нуреев был и остается богом
балета.
СПРАВОЧНОЕ
БЮРО
Нуреев?
Нуриев?
В музее
Башкирского театра оперы и балета рассказали историю фамилии танцовщика,
которая в разных источниках пишется по-разному: Нуреев,
Нуриев… Его деда звали Нурислам, а отец взял для
фамилии первую часть этого имени (Нур,
в переводе с татарского — луч) и стал Нуреевым.
Позже,
в 30-х годах, отец сократил и свое имя — был Нурмухаметом,
а стал Хамитом (а не Хаметом, как пишется
во многих источниках). Поэтому в свидетельстве о рождении
черным по белому написано: «Нуреев Рудольф Хамитович».