Аньес Летестю о
Рудольфе Нурееве
—
Расскажите о ваших встречах с Рудольфом Нуреевым. Я слышала, что вы в
определенной степени обязаны ему своей привязанностью к танцу.
— Пожалуй.
Мне очень приятно говорить об этом человеке, хотя я бы не сказала, что хорошо
его знала. Однажды в раннем детстве я переключала телевизионные каналы и
случайно напала на «Лебединое озеро». Очень красивые люди - мужчина и женщина -
танцевали прекрасный дуэт. Особенно он был хорош — пылкий, темповой,
с романтическим взором, словом, настоящий принц. Мама сказала мне, что это
знаменитые танцовщики Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн.
Я тут же забыла эти имена, но движения под музыку стали моим основным
времяпрепровождением.
Наша семья
жила в пригороде Парижа, рядом нашлась какая-то школа танцев, куда родители
отдавали слишком резвых детей. Попала туда и я, но школа сильно разочаровала
меня - мне совсем не понравились упражнения в группе, какие-то однотипные
батманы у палки. Но, наверное, я чем-то выделялась среди других девочек, так
как очень быстро педагоги посоветовали родителям переехать в Париж и отвести
меня в Школу при Парижской Опере. Данные подошли — меня взяли. Началась
серьезная жизнь.
Настало
время, когда работа в коллективе начала доставлять удовольствие - ведь мы
принимали участие в спектаклях Оперы и школьные спектакли показывали во Дворце Гарнье. В 16 лет меня взяли в кордебалет, и наступил сущий
кошмар. Я думала, что забуду все па де де,
все сольные вариации, которые выучила в школе. К тому же я была на голову выше
своих коллег - не в любой ряд поставишь. Все говорило за то, чтобы мне давали
танцевать соло. Если бы еще Нуреев был в форме и как раньше ходил на все
репетиции кордебалета, чтобы найти там талантливого, на его взгляд, мальчика
или девочку и сделать на свой страх и риск звездой, мне бы не пришлось так
долго маяться в корде. Хотя и времени у него не было,
чтобы толком меня рассмотреть. Я пришла в театр в 1987-м, а в 1989-м он уже не
был директором. И все-таки мне достался кусочек права называться
"цыпленком" Нуреева. Мы встретились, когда экс-директор
вернулся в Оперу как хореограф — ставить "Баядерку". Случайно
пересеклись на автостоянке возле Оперы, он подошел ко мне и сказал, что я
должна танцевать у него Гамзатти. По рангу я не могла
претендовать на такую большую роль, требовалось повлиять на руководство. Кроме
того, в Опере тогда репетировали премьеру "Жизели" Матса Эка, и я была в той группе
кордебалета, которая репетировала не "Баядерку", а
"Жизель". Нуреев добился, чтобы меня перевели к нему. Так я
станцевала первую балеринскую партию, задолго до того
как стать этуалью.
— Почему
Нуреев подошел к вам?
— Он
объяснил почему. Оказалось, что он специально отсматривал
блок "Дон Кихотов"
(в Париже идет редакция Нуреева. - Прим. ред.), чтобы выбрать
артистов на "Баядерку". Я танцевала Повелительницу дриад и
понравилась ему. Вообще-то Нуреев был не самым приятным человеком на свете, но
одна отличная черта покрывала с лихвой многие недостатки. Он всегда и все
говорил прямо в лицо, не лукавил. И умел держать слово, если давал. Такая прямота
не свойственна французам - мы предпочитаем обхождение, манеры, красивую игру.
Это не про Рудольфа, правила хорошего тона он не усвоил. Но его прямота меня
подкупала.