Летающий татарин

Знаменитые гости Казани, Неизвестное об известном | 28 Июль, 2008


Рудольф Нуреев (или Нуриев) – человек-легенда. За тридцатилетнюю карьеру знаменитый танцовщик подготовил свыше ста партий, он работал с сорока  труппами мира. Три десятилетия давал от 200 до 250 представлений в год.

Родился гениальный танцовщик, пленивший умы и сердца миллионов, 17 марта 1938 года близ города Иркутска, в поезде. Его мать – Фарида – с тремя дочерьми – Розой, Розидой и Лилией – ехала на Дальний Восток к месту военной службы мужа. Когда поезд проходил мимо озера Байкал, родился мальчик, которого назвали Рудольф.

Родители Нуреева были татарами-мусульманами. Отец, Хамет Нуреев, родился в одной маленькой деревеньке возле Уфы, а мать – в Казани. Вот что Нуреев писал в своей биографической книге: «Наша татарская кровь течет как-то быстрее и всегда готова вскипеть. И все же мне кажется, что мы апатичнее русских, чувствительнее, есть в нас некая азиатская мягкость, но есть также и живость предков, этих стройных и гибких прекрасных наездников. Мы – странная смесь нежности и жестокости, эта смесь редкость у русских… Татары быстро воспламеняются, быстро вступают в бой, непритязательны и в то же время страстны, а иногда и хитры, как лиса. В сущности, татарин – на редкость сложное животное, вот такой я и есть».

В 1941 году семья жила в Москве, а когда глава семьи ушел на фронт, эвакуировалась в Башкирию, в небольшую деревушку Чишуна.

В 6 лет Рудольф впервые встретился с настоящим балетом – в Башкирском театре оперы и балета. Шел спектакль «Журавлиная песнь», где танцевала Зайтуна Насретдинова, которую Нуреев до конца жизни считал замечательной национальной балериной. Через всю жизнь он пронес воспоминания о том, как был ослеплен, зачарован и взволнован тем, что увидел. Тогда он, согласно воспоминаниям, почувствовал, что рожден для танца.

Рудольф начал посещать танцевальный кружок при Доме пионеров. Затем был принят в Ленинградское хореографическое училище, где занимался под руководством А.И. Пушкина. Вскоре Нуреев стал ведущим солистом балетной труппы Театра оперы и балета им. Кирова.

Кроме выступлений в традиционном репертуаре, Рудольф Нуреев танцевал в балетах, ставших современной классикой, – «Аполлон Мусагет» Стравинского, «Танец на вечеринке» на музыку Шопена. Он создал ведущие партии в балетах «Маргарита и Арман» на музыку Листа, «Ромео и Джульетта» Прокофьева и многих других.

В конце 70-х Нуреев стал сниматься в кино (фильмы «Валентино» Кена Рассела и «Я – танцовщик») и обратился к современному танцу. В последние годы жизни руководил такими коллективами, как балет Парижской оперы.

17 июня 1961 года, находясь с театром на гастролях в Париже, Нуреев попросил предоставить ему политическое убежище, что было воспринято в СССР как подлое предательство. Впоследствии всю жизнь над ним висел приговор за измену родине, предполагавший его заключение в тюрьму сроком на 7 лет. Только в 1995 году постановлением Конституционного Суда РФ Нуреева оправдали на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Но почти 30 лет имя Рудольфа Нуреева в СССР было запрещено. В 1987 году ему разрешили приехать в Советский союз, где он смог увидеть в последний раз мать, которая умерла в начале 1988 года.

Нуреев поставил почти все балеты классического наследия («Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчика», «Раймонду»), сочинял новые («Золушка», «Буря» и др.). В 1962 году он выступил в спектакле «Жизель» лондонского «Королевского балета» в дуэте с Марго Фонтейн. Нуреев и Фонтейн стали самой известной балетной парой 60-х годов.

Как-то на вопрос, как он все успевает, Нуреев ответил: «Я мало сплю и много работаю».

Нуреева еще при жизни называли гениальным, но многие не могли ему простить славы, таланта и бегства из СССР. Его сравнивали с дьяволом. Под конец жизни он остался практически один, в том числе и из-за болезни – СПИДа. Впрочем, великого танцовщика ничто не страшило. Говорят, когда Нурееву сообщили, что у него СПИД, он улыбнулся и сказал, что он татарин  и надо еще посмотреть, кто кого победит: то ли СПИД – Нуреева, то ли Нуреев – СПИД. Но СПИД оказался сильнее.

Последним российским городом, который Нуреев посетил за полгода до смерти, была Казань. «Экспрессивный татарин, покоривший всю Европу, потомок Чингисхана, который приходит и завоевывает», – западная пресса часто припоминала татаро-башкирские корни Нуреева. Впервые на родине своей матери, в Казани, он оказался только в 54 года. Принял настойчивое предложение руководства Татарского театра  имени Джалиля выступить в Казани в любом качестве.

В марте 1992 года он вышел из вагона, немного обросший, закутанный в гигантский шарф, в своей знаменитой береточке. После знакомства с балетной труппой и оркестром он дал обещание выступить на фестивале классического балета в качестве дирижера. По словам Нуреева, заняться дирижированием ему посоветовал Герберт фон Караян. Он не мог расстаться со сценой, а это была реальная возможность сценического долголетия.

Гастроли Нуреева в Казани показали, что он действительно любит не себя в искусстве, а искусство в себе. Все бытовые неудобства он сносил, как стоик. Театр старался предоставить ему максимум комфорта, но были трудности, перед которыми администрация оказывалась бессильной. В марте 1992 года, когда Нуреев впервые приехал в Казань, в гостинице Молодежного центра не работал лифт, и великий танцовщик с высоченной температурой поднимался по лестнице пешком. Приехав в Казань еще раз, он проводил по 2 репетиции в день с оркестрами театра и филармонии. «Ваши оркестры – мой полигон», – говорил Нуреев.

Владимир Яковлев, директор балета театра, так рассказывает о выступлении Нуреева: «Он приехал в Казань, на родину матери в марте 1992 года, за 7 месяцев до кончины. Дирижировал «Щелкунчиком». Когда после спектакля начались поклоны, встал у первой кулисы, чтобы видеть зал. Я сказал: «Рудольф, пора на выход». Он не поверил, переспросил: «Это меня? Мне аплодисменты?». Я взял его за руку и вывел на сцену.

Помните финал фильма «Берегись автомобиля», где Смоктуновский останавливает троллейбус? У него было такое же лицо – беззащитное и счастливое. И весь он светился какой-то тихой радостью. Потом он к каждому актеру подошел, каждому пожал руку, посмотрел в глаза. Я понял, что он так прощался и хотел, чтобы его таким запомнили».

Сразу после спектакля на небольшом банкете в директорской ложе Нуреев дал согласие, чтобы фестиваль классического балета в Казани носил его имя.

Во время посещения Рудольфом Нуреевым Казани с ним впервые встретилась его двоюродная сестра по материнской линии – Лиада Валиулловна Хусаинова, которая живет в Казани. Вот как она рассказывает о своей встрече с братом: «Когда Рудольф узнал, кто я, он очень обрадовался. В одной из бесед брат пожаловался мне, что у него нет ни одной фотографии отца. Тогда я подарила ему несколько фотографий, которые моя мама бережно хранила все эти годы. Уезжая, Рудольф сказал мне, что это самый дорогой подарок, который он увозит из Казани».

Последнее выступление Нуреева состоялось на премьере его новой постановки балета «Баядерка» во дворце Гарнье 8 октября 1992 года. Его последние слова прозвучали по-английски: «Хорошо быть живым».

А умер он 6 января 1993 года в Левалуа (Франция). Погребение состоялось 12 января на русском кладбище Сэнт- Женевьев-де-Буа.

Кристина ИВАНОВА, студентка гуманитарного факультета

Казанского технического университета им. А.Н.Туполева

 

Hosted by uCoz