15 лет назад в жизни Петербурга случилось невероятное. На родину вернулся (увы, не навсегда) Рудольф
Нуреев – легенда мирового балета и величайший, наряду в Вацлавом
Нижинским, танцовщик минувшего века. Правда, он приезжал в
СССР еще за год до того. Однако тогда это было визит инкогнито –
благодаря специальному разрешению властей, которое последовало по просьбе Раисы
Горбачевой, Рудольфу разрешили проститься с любимой матерью в Казани.
А через год была гастроль триумфатора –
официальная и громогласная. В ленинградском (тогда еще) аэропорту Нуреева
встречали не только бесчисленные телекамеры, но и постаревшие поклонницы,
многих из которых артист узнавал в лицо.
Ему предстояло танцевать на сцене Кировского
театра, где он более трех десятилетий назад начинал
свою великолепную карьеру, поражая современников не только мастерством танца,
но и смелостью высказываний и суждений. Именно из-за этого молодую звезду
старались не брать на гастроли. Но в Париж все же
взяли: выступления на сцене Гранд-Опера без Нуреева – это были бы уже не те
гастроли. И потому спецслужбы, запиравшие на ночь в номере
"смутьянку" Аллу Осипенко, так и не решились приручить ее партнера.
Нуреев каждый вечер танцевал в Пале-Гарнье, а по
ночам разгуливал с новыми друзьями по Парижу. Казалось, город вливал в него
силы, и на каждый следующий спектакль он выходил таким же блистательным, как и на предыдущий.
Все знают, как он бежал и какую карьеру сделал
на Западе. Разумеется, он и не помышлял вернуться, а приезжавшим в Париж
советским гастролерам было строго-настрого запрещено общаться с опальным
танцовщиком, приговоренным за измену Родине к тюремному заключению сроком на 15
лет, – этот приговор не отменен и по сей день. Рисковали лишь немногие,
например, Игорь Моисеев, встретившийся с Рудольфом в Париже, или Майя
Плисецкая, выступавшая с ним в Нью-Йорке.
И вот, наконец, приехал он сам. Надо ли
говорить, что попасть на историческое представление "Сильфиды" было
невозможно – билеты спрашивали от самого Невского. Своим сестре и племяннику
Нуреев раздобыл билеты сам – в первый ряд партера. Здесь же занял место его
ближайший парижский друг – бизнесмен и оператор Владимир Рэн.
А в кулисах, затаив дыхание, ждала своего выхода прима Жанна Аюпова. Ей предстояло танцевать с гением.
Он уже был не тот? Возможно... К тому времени
Нуреев редко выходил на сцену как танцовщик, предпочитая ставить (его
хореография, правда, не имела в мире того успеха, который имела артистическая
деятельность) и дирижировать. Но этот божественный полет-прыжок, в котором он
парил под сводами всех театров мира (а теперь и своей родной обители), эта
неподражаемая грация и неподдельный аристократический артистизм – это осталось.
Конечно, он приехал не на один день и
встречался с друзьями, с любимой старинной партнершей Нинель Кургапкиной, которая спустя три года будет помогать ему,
уже почти недвижимому, ставить в Гранд-Опера "Баядерку" и которая
проводит его в последний путь на Сен-Женевьев-де-Буа.
Из его возвращения мог бы получиться целый фильм – благо В.Рэн
снимал пребывание Нуреева на брегах Невы на свои суперсовременные камеры.
Потом он приезжал
снова, останавливаясь в "каморке" Кургапкиной
близ Дворцовой – и казалось, что он все не мог надышаться петербургским (уже)
воздухом. Он мечтал поставить в городе на Неве свою "Спящую
красавицу" и дирижировать ею. Но судьба не предоставила изгнаннику такого
случая. Он успел лишь дирижировать самым длинным балетом Чайковского в
Казанской опере. Это было в 92-м. И больше он не возвращался... Никогда.
Потом была болезнь, которую он надеялся превозмочь на итальянском острове Галли, который купил у наследников известного русского
балетмейстера Леонида Мясина. Была последняя в его жизни постановка
"Баядерки" и после нее, под громовые овации Гранд-Опера, – Орден
Почетного Легиона. Уже совсем больным он даже нашел в себе силы прийти на
премьеру балета своего друга Ролана Пети "Чаплин" в Театр Елисейских
Полей.
...И были тяжелые дни ухода –
в огромной квартире-музее на набережной Вольтера, увешанной подлинниками
мужской обнаженной натуры кисти Буше и восточными головными уборами (которые он
обожал), уставленной антикварными портиками и бюстами великих, которые он
раздобывал в своих бесконечных странствиях по всему белу свету. И люди – Кургапкина
и верная Дус Франсуа, поклонница и прислуга.
Скончавшийся в православный Сочельник
2002 г.