И боги спускаются с небес…

                                                                                           Н. Мочалова,

                                                                                        Балерина ТАГТа

 

Из записей 12 марта

 

Для нас, простых артистов балета, даже не знакомых с Нуреевым лично, достаточно услышать одно его имя, чтобы думать  и говорить о нем. Само собой разумеется, что мы были в шоке, когда наш худрук на репетиции объявил о приезде Нуреева в Казань.

 

Все было только вчера, 11 марта. Боже, сколько впечатлений, эмоций! Мы вошли в репетиционный зал и распределились по своим местам. Кто-то прибежал из коридора и крикнул: «Идут , идут…» Все заволновались, не зная, как себя вести перед такой величиной в балете и вообще в мире.

 

Он вошел в зал вместе с директором, худруком и зам. директора. Это был не выход артиста на сцену, а Выход благородного человека к своим поданным. Большой профессионал, с необычным шармом в натуре, притягивающим к себе как магнитом! Весь его вид говорил: «Вот я пришел к вам!»

 

Был одет почему-то в теплый свитер, поверх которого – перекинутый на левое плечо широкий цветной шарф-палантин. На голове –берет. На Нурееве были темные брюки в узкую полоску, заправленные в высокие ботинки на шнуровке.

 

На какое-то мгновенье все мы буквально замерли. Каждому надо было осознать присутствие Нурееву наяву. Когда прошел этот шок, по залу пронесся гул восклицаний: «У-у-у-у, о-о-о-о!..» И под наши аплодисменты Нуреев шел от артиста к артисту.

 

Меня поразило, что такая яркая звезда подходила к каждому человеку! Кто мы по сравнению с ним? Простые люди, только начинающие свой путь в балет, может, завтра я уже уйду из балета вообще. А для него, Нуреева, все это было неважно. Он пожал руку каждому. Делал это тепло и по-человечески, хотя в его жизни были периоды, когда он считал себя, чуть ли не Богом. И боги спускаются с небес…

 

Его рукопожатие сопровождалось обаятельнейшей улыбкой. Он подошел к Дениске и, слегка отступив назад, стал рассматривать его как картину в музее. И с певучей интонацией, ударением на окончание последнего слова спросил: «Как зовем?» «Денис», - ответил Мочалов. А Нуреев ему: «Татарское имя?» Денис: «Нет». Тогда Нуреев вслух предположил: «Греческое, наверное?» стоявшие рядом артисты подхватили шутку, повторяя: «Греческое, Дионисий!..» А Нуреев пошел дальше здороваться со следующим артистом. Не спеша, переходя от одного к другому, что-то говорил. Некоторых спрашивал: «Ну, как дела? Хорошо?» И каждый на его приветствие и рукопожатие отвечал своим «здравствуйте», а Рифат Абульханов поприветствовал его на татарском языке: «Исэнмесэн!»  

 

То, что Нуреев задержался около Мочалова дольше, чем перед другими, стало поводом для подшучивания: «Что это он именно тебя спросил, как звать?»

 

И что тут особенного, если Дениска в нашей труппе – самый красивый и представительный! Не зря же В. Яковлев пригласил его нам из Улан-Удэ!

 

(…)

 

… После внимания звезды к Мочалову – директор поручил ему подарить тарелку Нурееву. Денис – молодец, все сделал нормально! Конечно он очень волновался. Как я его понимаю! Ведь он начинающий артист, а Нуреев – мировая легенда…

 

Нуреев принял подарок и провел ребром ладони по своей шее, дескать, тарелка для того, чтобы положить на нее его отрезанную голову. О подобной  практике средних веков всем нам известно из литературы.  Но мы в свой презент не вкладывали какой-то трагический смысл. Может, он так грустно пошутил, потому что чувствовал себя не очень здоровым человеком? Какая-то самоирония чувствовалась и в его репликах, когда наш педагог С. Хантемирова стала показывать ему фотоальбом с лучшими танцорами мира, он увидел снимок, где он в роли Аполлона  Мусагета и сказал:

 

- А, черт какой-то!

 

- Какой же это черт, настоящий Аполлон! – возразила она. А он взял книгу в руки, посмотрел на фото и воскликнул:

 

- Дьявол!

 

Все равно, Нуреев для меня ассоциируется с чем-то необъятным и недосягаемым! Он ведь с кем общался? С королевой Англии, с мировыми особами… А сколько он снимался в кино, на каких только сценах не работал!.. И тот самый Великий Нуреев, который с великим достоинством поносил свое имя через весь мир, - в нашем театре.

 

На прощанье он пожелал нашей труппе удачи и добавил:

 

- Дальше работайте, работайте над ступней. (Он имел в виду свои знаменитые заноски.)

 

В. Васильев предложил ему сфотографироваться с нами на память. Наш кумир с удовольствием согласился. Наверное, специально для него несколько кадров на свой фотоаппарат сняла и его помощница Дус. Когда Нуреев покидал зал, каждый говорил ему свое «спасибо» и «до свидания».

 

Из записей 21 мая

 

Этот год для меня очень счастливый! В апреле вышла замуж за Д. Мочалова. До этого в марте в наш театр приезжал Р. Нуреев, а сегодня я танцевала Куклу и танцевала китайский танец в спектакле «Щелкунчик», которым дирижировал маэстро Нуреев!

 

Говорил, что на этот раз он приехал к нам больным – температурил. В таком состоянии он работал на репетициях.     Хорошо, что спектакль не большой. Рассчитанный   на детей, он идет два отделения по 40 минут с перерывами – всего 2 часа.

В начале под овации зала Нуреев встал за дирижерский пульт. Сделал поклон оркестру, потом – первой скрипке. Первое отделение дирижировал сидя.

 

Я танцевала как во сне – волшебно легко. Было такое ощущение, будто Нуреев дирижировал  только для меня. если бы у меня было в году 365 спектаклей, я бы танцевала и танцевала!    Потому что каждый спектакль для танцора на вес золота. Наш главный возраст – от 20 до 30. После 30 – все. Идет спад. Лучше ты уже не  станешь. А как сохранишься , зависит от характера – такого как у Нуреева, Барышникова…

 

Обидно, что мир считает Нуреева гением, а учителя ленинградской школы, где он вырос, так не считают. Может, потому что датская школа, которую он освоил, несколько другая, там важна частота ног. А мы танцуем руками, душой и телом.

 

В. Яруллин из нашей труппы – большой поклонник Нуреева и потихоньку учился «нуреевской» технике. Спасибо, что наши ведущие солисты Хакимова и Бортяков могут достать хоть какие-то записи с Нуреевым. По «видику»   мы смотрели, например, хороший фильм «Я балерина» Натальи Макаровой, танцевавшей с Нуреевым.

 

… 8 лет учимся, ломаем кости, уходим на низкие зарплаты… Но я танцевала под дирижерство Р. Нуреева – это счастье для любого артиста.

 

(…)

 

… «Щелкунчик» закончился, и зал взорвали овации зрителей. Раздавалось:  «Браво!»

Вышла на поклон Н. Павлова, потом побежала за кулисы и вернулась с Нуреевым. Она за руку вела его, а он смущенно улыбался.

 

Мы, артисты, отдали ему цветы,  подаренные зрителями.  С букетами – для Нуреев и Павловой – на сцену выбежали Рауфаль Сабирович и Владимир Алексеевич. А Павлова потом тоже передарила свои цветы Нурееву.

 Все понимали, что море цветов достоин только Рудольф Нуреев!

…Весь зал стоя долго аплодировал Нурееву. Он несколько раз выходил на поклон вместе с солистами.

 

По-моему, он был счастлив. Я – тоже.  

 

Статья из книги «Рудольф Нуреев в Казани», подаренной Л. Мясниковой автору сайта      

 

Hosted by uCoz