За шаг до начала легенды

                                                                                     В.Горшков,

                                                                               декан хореогр. факультета

                                                                              Казанского госуниверситета

 

Согласие Нуреева прибыть в столицу Татарстана в качестве дирижера, прозвучало и неожиданно, и загадочно, и экстравагантно.  Ведь тогда об этом артисте в России почти ничего не было известно. Та информация, что «ходила» по стране, представляла собой некие домыслы, легенды, скандальные или полускандальные истории о нем.

 

Это сейчас известно, что Нуреев брал уроки дирижирования у известных мастеров, и в его репертуаре были Бетховен, Моцарт, Чайковский.., а природный абсолютный слух и великолепное чувство ритма в новом амплуа были ему замечательным подспорьем.

 

Приезд в мае 1992 г. Рудольфа  Хаметовича в Казань особого ажиотажа не вызвал. Обычные репетиции и выступления. Вначале Нуреев дирижировал симфоническим оркестром в Концертном зале консерватории, где звучала музыка Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта».

 

21 мая уже в Татарском театре оперы и балета он стоял за пультом, дирижируя «Щелкунчиком». Шел Всероссийский фестиваль классического балета. < >

 

Как дирижировал Нуреев? Маэстро появился в оркестровой яме, как мне показалось, очень сосредоточенным и несколько утомленным. Амплитуда его движений палочкой была незначительна.  Во время увертюры Рудольф смотрел лишь в партитуру, а при открытии занавеса – иной раз на исполнителей, особенно на солистов.

 

По моему мнению, спектакль прошел в музыкальном отношении ровно, без замеченных ошибок. После спектакля публика долго и уважительно аплодировала маэстро и артистам. Нуреев поднялся на сцену, много раскланивался вместе с ведущими артистами, получал букеты цветов, улыбался.

 

 Позже я поинтересовался у музыкантов: «Как вам Рудольф Хаметович в качестве дирижера?» На что следовал уклончивый ответ, что, мол, главное был бы хороший оркестр, а уже дирижера он «вытащит» любого.

 

Ну, да Бог им судья. Как бы там не было, казанская публика видела легендарного Нуреева!

 

По просьбе журнала «Азат хатын»   я взял интервью у маэстро, а заодно и автограф с его пожеланиями редакции. То же самое интервью я предложил и журналу «Советский балет».  Редакция без особого энтузиазма приняла текст беседы с Нуреевым и не опубликовала его. Хотя встреча с маэстро мне не так уж легко и далась. Я сидел в приемной директора театра и,  как мне показалось, бесконечно долго ждал, когда меня пригласят для интервью. После «Щелкунчика» был банкет в честь  Нуреева.

 

Наконец, меня и журналистов местных СМИ пригласили к Рудольфу. Я взял на себя роль ведущего. Кстати, это было последнее телеинтервью с Нуреевым в России. К сожалению, насколько мне известно, потом оно таинственным образом исчезло.

 

Рудольф мне показался очень уставшем. Он был немногословен, местами категоричен и резок в своих высказываниях, правда, в достаточно тактичной форме. В подтверждение своеобразности речи Нуреева предлагаю читателям фрагмент интервью. Он, думаю, поможет читателю ощутить внутреннее состояние Нуреева.

 

- Вы сейчас танцуете или уже закончили карьеру?

 

- 8 месяцев назад я закончил танцевать.

 

- Вы когда-нибудь думали о создании своей школы или труппы?

 

- Когда был моложе, такие глупости приходили в голову. Ведь создать труппу, это значит искать деньги. Всё время ходить и просить деньги с шапкой в руках.

 

- За время работы в «Гранд-опера», что поставили?

 

- Все ставил, но начал с «Раймонды», затем – «Щелкунчик», «Лебединое» …

 

- Какова причина  вашего ухода из «Грант-опера»?

 

- Это результат интриг.

 

- Насколько интриги в наших театрах сравнимы с закулисными  интригами «Гранд-опера»?

 

- Вы – дети…

 

- Почему и как давно решили заняться дирижированием?

 

- Танцы кончились, появился выбор: либо сидеть дома и разваливаться, как старая капуста, либо учиться, попытаться  найти себя в другом.

 

- Кто-то видимо, повлиял на выбор?

 

- Однажды в «Гранд-опера» меня встретил Караян и сказал, что я должен быть дирижером. Дирижеры живут дольше…

 

- Каково ваше впечатление от Казани и казанцах?

 

- Я очень  благодарен, работа прошла очень хорошо. Мне понравилась старинная Казань, глаза отдыхают.

 

- Как вы оцениваете работу балета и оркестра сегодня?

 

- Я доволен оркестром, надеюсь, они довольны мной.

 

-Ваши пожелания татарскому балету и казанскому зрителю?

 

- Работайте над вашими ступнями  и чистотой ваших линий, танцуйте на музыку. А публика замечательная.  Вообще, я считаю, что есть публика хорошая и есть публика плохая. Хорошие зрители ходят в театр, а плохие сидят дома…                                                                                                                                                                                                  

 

Как-то Нуреев сказал, что если у него забрать танцы, то жизнь потеряет всяких смысл. Он мыслил свою жизнь только в танце, только с танцем. Но солнце его творческого гения неудержимо стремилось  к закату. Маэстро устал. Это было удивительно. Казалось бушующий океан энергии Нуреева не иссякнет никогда. Но, увы, все проходит.

 

Слухи о загадочной болезни Нуреева ходили в Казани уже тогда,  весной. Однако что за болезнь, насколько она опасна – никто толком не знал. Но вот в ноябре того же 1992 года ГТРК «Татарстан» направил телегруппу в Уфу для съемок материала о хореографах Ф. Гаскарове,  Н. Юлтыевой, и Р. Нурееве. В эту группу в качестве автора и ведущего был включен и я. Забегая вперед, скажу, что все телефильмы были удачно завершены и ныне хранятся в фондах нашего ТВ. Сейчас эти фильмы принадлежат, видимо, телеканалу «Новый век».

 

В Уфе я встретился с сестрой Нуреева Резедой в ее хотя и 3комнатной, но убогой квартире.  Резеда Хамитовна все боялась сказать что-то «лишнее» на камеру. Мне удалось увидеться и с Али Бикчуриным, директором Уфимского училища, ныне им. Нуреева. Нуреев и Бикчурин вместе учились в Ленинграде. Он рассказал мне много интересного о той поре, но самое главное о том, что в августе он с учениками был во Франции (концертная деятельность), встречался там со своим знаменитым одноклассником. Бикчурин и сказал мне, что Рудольф смертельно болен СПИДом, и жить ему осталось совсем немного.

 

Так оно и случилось – через полтора месяца  его не стало. После этого, собственно, и началась одна из самых блистательных  в России (да и не только в России) о гении танца Рудольфе Нурееве.

 

Статья из книги «Рудольф Нуреев в Казани», подаренной Л. Мясниковой автору сайта      

Hosted by uCoz