За шаг до начала легенды
В.Горшков,
декан хореогр. факультета
Казанского госуниверситета
Согласие Нуреева прибыть в столицу Татарстана в качестве дирижера, прозвучало и неожиданно, и загадочно, и экстравагантно. Ведь тогда об этом артисте в России почти ничего не было известно. Та информация, что «ходила» по стране, представляла собой некие домыслы, легенды, скандальные или полускандальные истории о нем.
Это сейчас известно, что Нуреев брал уроки дирижирования у известных мастеров, и в его репертуаре были Бетховен, Моцарт, Чайковский.., а природный абсолютный слух и великолепное чувство ритма в новом амплуа были ему замечательным подспорьем.
Приезд в
мае
21 мая уже в Татарском театре оперы и балета он стоял за пультом, дирижируя «Щелкунчиком». Шел Всероссийский фестиваль классического балета. < >
Как дирижировал Нуреев? Маэстро появился в оркестровой яме, как мне показалось, очень сосредоточенным и несколько утомленным. Амплитуда его движений палочкой была незначительна. Во время увертюры Рудольф смотрел лишь в партитуру, а при открытии занавеса – иной раз на исполнителей, особенно на солистов.
По моему мнению, спектакль прошел в музыкальном отношении ровно, без замеченных ошибок. После спектакля публика долго и уважительно аплодировала маэстро и артистам. Нуреев поднялся на сцену, много раскланивался вместе с ведущими артистами, получал букеты цветов, улыбался.
Позже я поинтересовался у музыкантов: «Как вам Рудольф Хаметович в качестве дирижера?» На что следовал уклончивый ответ, что, мол, главное был бы хороший оркестр, а уже дирижера он «вытащит» любого.
Ну, да Бог им судья. Как бы там не было, казанская публика видела легендарного Нуреева!
По просьбе журнала «Азат хатын» я взял интервью у маэстро, а заодно и автограф с его пожеланиями редакции. То же самое интервью я предложил и журналу «Советский балет». Редакция без особого энтузиазма приняла текст беседы с Нуреевым и не опубликовала его. Хотя встреча с маэстро мне не так уж легко и далась. Я сидел в приемной директора театра и, как мне показалось, бесконечно долго ждал, когда меня пригласят для интервью. После «Щелкунчика» был банкет в честь Нуреева.
Наконец, меня и журналистов местных СМИ пригласили к Рудольфу. Я взял на себя роль ведущего. Кстати, это было последнее телеинтервью с Нуреевым в России. К сожалению, насколько мне известно, потом оно таинственным образом исчезло.
Рудольф мне показался очень уставшем. Он был немногословен, местами категоричен и резок в своих высказываниях, правда, в достаточно тактичной форме. В подтверждение своеобразности речи Нуреева предлагаю читателям фрагмент интервью. Он, думаю, поможет читателю ощутить внутреннее состояние Нуреева.
- Вы
сейчас
танцуете или
уже
закончили
карьеру?
- 8
месяцев
назад я
закончил
танцевать.
- Вы
когда-нибудь
думали о
создании
своей школы
или труппы?
-
Когда был
моложе, такие
глупости
приходили в
голову. Ведь
создать
труппу, это
значит искать
деньги. Всё
время ходить
и просить деньги
с шапкой в
руках.
- За
время работы
в
«Гранд-опера»,
что поставили?
-
Все ставил,
но начал с
«Раймонды»,
затем –
«Щелкунчик»,
«Лебединое»
…
-
Какова
причина
вашего
ухода из «Грант-опера»?
-
Это
результат
интриг.
-
Насколько
интриги в
наших
театрах
сравнимы с
закулисными
интригами
«Гранд-опера»?
- Вы
– дети…
-
Почему и как
давно решили
заняться
дирижированием?
-
Танцы
кончились,
появился
выбор: либо
сидеть дома и
разваливаться,
как старая
капуста, либо
учиться,
попытаться найти
себя в
другом.
-
Кто-то
видимо,
повлиял на
выбор?
-
Однажды в
«Гранд-опера»
меня
встретил Караян
и сказал, что
я должен быть
дирижером.
Дирижеры
живут
дольше…
-
Каково ваше
впечатление
от Казани и
казанцах?
- Я
очень
благодарен,
работа
прошла очень
хорошо. Мне
понравилась
старинная Казань,
глаза
отдыхают.
-
Как вы
оцениваете
работу
балета и
оркестра
сегодня?
- Я
доволен
оркестром,
надеюсь, они
довольны
мной.
-Ваши
пожелания
татарскому
балету и
казанскому
зрителю?
-
Работайте
над вашими
ступнями и чистотой
ваших линий,
танцуйте на
музыку. А публика
замечательная.
Вообще, я
считаю, что
есть публика
хорошая и
есть публика плохая.
Хорошие
зрители
ходят в
театр, а
плохие сидят
дома…
Как-то Нуреев сказал, что если у него забрать танцы, то жизнь потеряет всяких смысл. Он мыслил свою жизнь только в танце, только с танцем. Но солнце его творческого гения неудержимо стремилось к закату. Маэстро устал. Это было удивительно. Казалось бушующий океан энергии Нуреева не иссякнет никогда. Но, увы, все проходит.
Слухи о загадочной болезни Нуреева ходили в Казани уже тогда, весной. Однако что за болезнь, насколько она опасна – никто толком не знал. Но вот в ноябре того же 1992 года ГТРК «Татарстан» направил телегруппу в Уфу для съемок материала о хореографах Ф. Гаскарове, Н. Юлтыевой, и Р. Нурееве. В эту группу в качестве автора и ведущего был включен и я. Забегая вперед, скажу, что все телефильмы были удачно завершены и ныне хранятся в фондах нашего ТВ. Сейчас эти фильмы принадлежат, видимо, телеканалу «Новый век».
В Уфе я встретился с сестрой Нуреева Резедой в ее хотя и 3комнатной, но убогой квартире. Резеда Хамитовна все боялась сказать что-то «лишнее» на камеру. Мне удалось увидеться и с Али Бикчуриным, директором Уфимского училища, ныне им. Нуреева. Нуреев и Бикчурин вместе учились в Ленинграде. Он рассказал мне много интересного о той поре, но самое главное о том, что в августе он с учениками был во Франции (концертная деятельность), встречался там со своим знаменитым одноклассником. Бикчурин и сказал мне, что Рудольф смертельно болен СПИДом, и жить ему осталось совсем немного.
Так оно и случилось – через полтора месяца его не стало. После этого, собственно, и началась одна из самых блистательных в России (да и не только в России) о гении танца Рудольфе Нурееве.
Статья из книги «Рудольф Нуреев в Казани», подаренной Л. Мясниковой автору сайта